Monday the 17th - МБОУ СОШ №34 - Joomla 3.9 Templates
Логотип.
Логотип.
Логотип.
Логотип.
.
.
.
.
Статьи и обзоры nachodki.ru

«…Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.


И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет…».


Здравствуйте, уважаемые родители!


         Сегодня мы поговорим о нарушениях общения в семье. Самое главное в семье – это взаимопонимание, умение общаться между собой. Зачастую родители не умеют выстроить грамотную стратегию общения, из-за этого возникают недопонимания и другие трудности взаимодействия с ребенком.


* Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются отсутствием  нормальной любви и неумении хвалить и поддерживать своих детей.

* Самое главное для ребенка – чтобы его любили.


         Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку.         Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».


         Есть много разновидностей «неправильной» любви, главные из них:

~ Любовь умиления;
~ Любовь деспотическая;
~ Любовь откупа.

         Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

         Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

         Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

         Любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей  и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

         Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
         Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

         Положение бывает различным:

- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других;

 
- неблагополучным, когда ребенок – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

         Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни?

 

Чему может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях:


Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить людям, доверять;
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым;
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить.

У нас всех есть возможность выбора. Но именно от вас, уважаемые родители, в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Одна из трудностей семейного общения состоит в неумении слушать своих детей. Поэтому, вам предлагаются несколько приемов активного слушания:

  • Умение слушать – это не просто молчание и ожидание своей очереди высказываться;
  • Активно слушать надо во всех ситуациях, особенно когда ребенок расстроен, ему больно или стыдно;
  • Не выспрашивать, кого обвиняют, нет! Показать, что вы его понимаете;
  • Проявите чуткость и сопереживание.

Совершенствование умения слушать особенно важно в тех случаях, когда в семье возникает психологический барьер. В этом случае дети будут искать понимания вне семьи. Счастье, если они находят взаимопонимание у добрых людей, а если на их пути возникнут мошенники, манипуляторы, неблагополучные сверстники, то возникает ряд опасностей.

Взрослые должны уметь уяснить, что ребенок - это личность, хоть и ещЁ только развивающаяся, не устоявшаяся, а поэтому в семье с его мнением должны считаться, особенно если это касается его интересов. Однозначно, дети любят общаться с теми, кто умеет их выслушивать, разговаривать на любые темы, а не только об учебе. Не сводите беседу в семье к производственному совещанию, к поучениям.

Совершенствование навыков общения - дело нелегкое, требует усилий, целеустремленности уважение к собеседнику. Не забывайте, что физические, духовные, эмоциональные изменения ребенок, особенно подросткового возраста, воспринимает обостренно, чуть ли не трагически, поэтому в общении важен оптимизм. Здесь недопустимо легкомыслие и насмешки типа: «мне бы твои беды!» «какая у тебя может быть любовь?» и т. п.

         Трудная задача – установить хорошие отношения с детьми. Улучшая отношения, мы улучшаем как свою жизнь, так и жизнь других людей. А если нарушены навыки общения со стороны детей, то им необходимо помочь.

В чем проявляются нарушения навыков общения:

  • агрессивность. Попытайтесь понять, что за этим стоит: агрессивность или самоутверждение. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания;
  • вызывающее поведение. Может быть спровоцировано самими родителями. Нельзя все строить на запретах, позвольте ребенку действовать самостоятельно, но с уважением к другим, дать понять, что сотрудничество лучше, чем противостояние;
  • дурашливость. Покажите детям, что конфликты, возникающие в процессе общения, можно разрешить и мирным путем;
  • истерические проявления. На вспышку раздражения - не обращайте внимания, не кричите, ждите спокойно, пока не пройдет. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, научите их самодисциплине;
  • надоедливость (назойливость). Дети, часто неуверенные в себе, требуют постоянного внимания. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вместе, объясните детям, что ваше время принадлежит не только им;
  • застенчивость. Постарайтесь проникнуть во внутренний мир ребенка и узнать, не является ли стеснительность для них проблемой. Помогите им преодолеть свою застенчивость, не позволяйте из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

            Родители с детьми должны усвоить важность общения. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности. Родители через общение осуществляют главную функцию семьи - воспитательную. А ребенок, общаясь с родителями, получает поддержку в разрешении значимых для него проблем, в конечном итоге, познает мир и адаптируется в нем.

             Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

              Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!». Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок – это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

    Фразы родителей могут отражать следующие аспекты общения:
  • что надо сделать (указание);
  • обмен информацией;
  • обмен эмоциями;
  • поощрение, психологическая поддержка;
  • угроза наказания.


         Установлено, что среди фраз, обращенных родителей к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией.

         Полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации, а также наличие невербальных проявлений, т.к.  около 60% информации человек получает невербально. Очень важно, чтобы речевое высказывание сопровождалось соответствующим невербальным подкреплением:

Поощрения

Наказания

Похвала (выражение радости,,ости и благодарности)  

Лишение удовольствий, привилегий

 

Ласка (ласковые слова и прикосновения)

Запрет на приятную деятельность

 

Развлечение (совместные прогулки, дискотека ...)

Смена дружеского тона на строгий

 

Восхищение (публичное)

                 «Наряд вне очереди»

 

Лестное сравнение с почитаемым авторитетом

 

 

Проявление уважения (общение «взрослый – взрослый»)

 

 

       

          Итак, воспитательные действия, общение, должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

 

Общие рекомендации родителям по выстраиванию алгоритма общения с детьми:


  1. Проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения;

 

  1. Обратить внимание на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему;
  2. Помнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказаний.

 

Спасибо за внимание.

                                    С уважением,

педагог-психолог.